Особенности организации образовательного процесса с воспитанниками с ОПФР

Особенности организации образовательного процесса с воспитанниками с ОПФР (с нарушениями зрения)

     В работе с воспитанниками с нарушениями зрения рекомендуется обращать внимание на формирование их самостоятельности в различных сферах жизнедеятельности, способности проявлять волевое усилие, развитие социальной активности, интереса к повседневным событиям, жизни взрослых и сверстников, умения соблюдать правила культуры общения и поведения, способности сопереживать, заботиться о старших и младших, помогать, осознавать и проявлять свои индивидуальные возможности, творческие способности, что в дальнейшем обеспечит их успешную социализацию.

     При нарушениях зрения проявляются специфические особенности в речевом развитии воспитанников. Данные исследований показывают, что более трети воспитанников с нарушениями зрения дошкольного возраста имеют все типы нарушений произношения, фонетико­фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. Речь для ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения, являясь средством общения и познания окружающего мира, постепенно становится основным источником компенсации при нарушениях зрения. Условия двуязычия могут существенно осложнить этот процесс. В группе второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первой младшей группе (от 2 до 3 лет), в первом полугодии во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) учреждений образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания рекомендуется реализовывать содержание образовательной области «Развіццё маўлення» («Развитие речи») в нерегламентированной деятельности через организацию речевого общения: слушание фольклорных и художественных произведений на белорусском (русском) языке, использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения, усвоение названий предметов близкого бытового окружения и т.п.

      В средней (от 4 до 5 лет) и старшей (от 5 до 6 и от 6 до 7 лет) группах при реализации содержания указанных образовательных областей рекомендуется использовать адаптированное содержание учебной программы дошкольного образования для воспитанников с нарушениями зрения. Обращаем внимание, что раздел «Речевое общение» обновленного содержания учебной программы соответствует содержанию, которое представлено в образовательной области «Ребенок и общество» адаптированного содержания учебной программы дошкольного образования для воспитанников с нарушениями зрения (разделы «Взаимодействие со сверстниками и взрослыми», «Игровая деятельность»).

       При реализации содержания образовательной области «Изобразительное искусство» рекомендуется в группе второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет), первой младшей группе (от 2 до 3 лет) и в первом полугодии во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) занятия аппликацией планировать не чаще одного раза в месяц.

     Занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» могут проводиться совместно воспитателем дошкольного образования и учителем­дефектологом (тифлопедагогом). При этом тифлопедагог осуществляет формирование способов обследования объектов, умений выполнять практические действия с помощью инструментов и специальных приспособлений (шаблонов, трафаретов и др.) на начальном этапе овладения изобразительными навыками.